МКДОУ общеразвивающего вида детский сад №3 город Заволжск Ивановская область
«Что должны знать родители о ФГОС ДОУ».«Что должны знать родители оФГОС ДОУ». Консультация для родителей
Мы уже знаем, чтовведение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольногообразования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовыевозможности для успешного обучения в школе
. Однакостандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявленияжестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их вжестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, чтодостижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретныхзнаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числеобеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимоотметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования отобщего образования заключается в том, что в детском саду отсутствуетжесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не вучебной деятельности. Стандарт дошкольногообразования отличается от стандарта начального образования еще и тем, чток дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования крезультатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если кдошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичныетем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишимдетей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни испецифики психического развития детей-дошкольников. Будет упорноосуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверятьсяуровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этомуобразовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, аэто противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Поэтому, вдошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как встандарте начального общего образования. Это требования к структурепрограммы дошкольного образования и требования к условиям еереализации. При этом педагогам дается ориентир конечной цели ихдеятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программылюбого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьмиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования». В немописаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания,умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результатеосвоения программы: например, физически развитый, любознательный,активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др. Основнаяобщеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнемдошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровеньразвития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е.в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. В тексте ФГОС неупотребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания»дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российскихдетских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие несоответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Всовременной теории и практике понятие «занятие» рассматривается какзанимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактическойформой учебной деятельности. Новый документ ставит воглаву угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценностидошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Фактповышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведениеей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящеевремя на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться отучебно- дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованнойдеятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут:игровая, коммуникативная, двигательная,познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить,что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формыработы с детьми. Содержание основной программы включаетсовокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннееразвитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному,познавательно-речевому и художественно- эстетическому. В программе нетпривычных предметных областей – развития речи, развития элементарныхматематических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено вобразовательные области. Образовательные области введены для поддержаниябаланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равнойстепени должны быть представлены в образовательной программе дошкольногообразования. Если говорить осодержании дошкольного образования, то необходимо отметить, обязательностьего соответствия заявленным в ФГОС принципам: - принцип развивающего образования, цельюкоторого является развитие ребенка; - принцип необходимости идостаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволятьрешать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточномматериале, максимально приближаться к разумному"минимуму") - принцип интеграции образовательныхобластей в соответствии с возрастнымивозможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностямиобразовательных областей; 22 июня 2016 в 21:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.