Индивидуальный план самообразования
на 2021-2022 учебный год
Тема по самообразованию: "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста".
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности, изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,
Задачи :работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Расширить знания о развитии речи у детей раннего возраста
3. Разработать содержание работы.
4. Составить перспективный план на учебный год
5. Обогатить предметно-развивающую среду.
6. Образование родителей по данной теме
7. Подготовить методический материал, план работы, картотеки игр.
Актуальность
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения созданы различные игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любые игры содержат познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Эта проблема и легла в основу моей работы: "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста".
Форма отч тности:
• Создать консультации для родителей по теме самообразования
• Провести анкетирование родителей, родительское собрание на тему: «Играем и развиваем»
• Составить картотеки с/р, подвижных дидактических, театрализованных игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
· Расширение предметно-пространственной среды
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Этапы реализации программы самообразования.
Этапы |
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практический выход |
I этап организационный, |
Изучение методической литературы. |
Сентябрь |
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.
3. Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27
4. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Игры и упражнения дидактические. — М.: БукМастер, 1993.
8. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1–3 года). — М.: Мозаика-Синтез, 2003
9.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М., 2004.12. Детские забавы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.planeta-baby.ru
10. Жичкина, А. Значимость игры в развитии речи // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С.2-6. |
Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. |
II этап
практический |
Работа с детьми |
Сентябрь |
Мониторинг по
образовательной области
«речевое развитие» |
Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и имений по разделу экспериментирования |
|
Октябрь |
1. «Назови правильно»
2. «Чего не стало»
3. Настольный театр «Репка»
4. Игра – инсценировка по сказке «Репка»
5. «Семья»
6. «Накормим куклу Машу обедом»
7. «Медведь и дети»
8. «Поезд» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Ноябрь. |
1. «Чудесный мешочек»
2. «Что принёс мишка»
3. Настольный театр «Теремок»
4. Игра – инсценировка по сказке «Теремок»
5. «Машина везёт мебель в новый дом»
6. «Кукла Маша заболела»
7. «Прятки»
8. «Куры и кошка» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Деабрь |
1. «Разрезные картинки»
2. «Назови, что это»
3. Игра – драматизация по сказке «Репка»
4. Показ взрослыми театра «Репка»
5. «Едем к бабушке в деревню»
6. «Овощной магазин»
7. «Уточки и собачка»
8. «Заинька» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Январь |
1. «Кто что делает»
2. «Угостим куклу чаем»
3. Настольный театр «Волк и семеро козлят»
4. Показ взрослыми театра «Теремок»
5. «Мы пришли к врачу»
6. «Готовим обед для друзей»
7. «Автобус»
8. «Курочка – хохлатка» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика дидактических игр, атрибутов для с/р игр |
|
Февраль |
1. «Назови и расскажи»
2. «Устроим кукле комнату»
3. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
4. Показ взрослыми театра по сказке «Волк и семеро козлят»
5. «Парикмахерская»
6. «Делаем красивые причёски»
7. «Петушок» Вороны» |
- Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Март |
1. «Разрезные картинки»
2. «Угостим куклу обедом»
3. Пальчиковый театр «Колобок»
4. Показ детьми сказки «Курочка Ряба»
5. «Доктор лечит куклу Машу»
6. «Ремонтируем машины»
7. «Пчёлки»
8. " Гуси» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Апрель |
1. «Чья мама»
2. «Кто как маму зовёт?»
3. Настольный театр «Три медведя»
4. Показ взрослыми театра по сказке «Три медведя»
5. «Покупаем одежду в магазине»
6. В гости к куклам»
7. «Карусели»
8. Медведь и зайчата» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Май |
1. «Оденем куклу на прогулку»
2. «Что забыла надеть кукла»
3. Игра – инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»
4. Показ детьми театра по сказке «Заюшкина избушка»
5. «Что в посылке нам прислали»
6. «»На приёме у врача» |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
|
Май |
Диагностика уровня развития мелкой моторики. |
Дидактические игры, театрализованные игры, конспект занятия с использованием игровых технологий, подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика |
Работа с родителями. |
Сентябрь |
Привлечение родителей к созданию «Речевого уголка» "Уголка театрализации", изготовление дидактических игр и игровых пособий
"Роль игры в адаптационный период" |
Созданин "Речевого уголка", "Уголка театрализации", Консультация |
|
Октябрь |
Консультация для родителей на тему Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
"Консультации"
Анкеты |
|
Ноябрь |
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».
"Развитие речи детей 2-3 лет" |
Папка передвижка |
|
Декабрь |
Консультация для родителей "Значение игр в раннем возрасте", "Какие игрушки необходимы детям" |
Консультации |
|
Январь |
"Задержка речевого развития"," Ум на кончиках пальцев" |
Консультации, буктеты |
|
Февраль |
Родительское собрание тема: "Речевое развитие в игровой деятельности"
Проведение мастер-класса "Пальчиковая и артикуляционная гимнастика" |
Радительское собрание проведение мастер классов |
|
Март |
"Подвижные игры для детей весной"
"Театр и дети" |
Консультации |
|
|
Апрель |
Фото- выставка "Мы играем"
"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка" |
Выставка |
|
|
Май |
"Советы логопеда заботливым родителям"
Родительское собрание "Подведение итогов за год" |
Консультации, родительское собрание. |
III этап
обобщающий |
Самореализация |
Сентябрь |
Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
Выбор и определение темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования |
План работы по самообразованию |
|
|
Сентябрь-май (в течении года) |
Создание картотек с/р, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, дыхательных и артикуляционных упражнений. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр, игровых приемов, создание атрибутов для театрализации, изготовление дидактических игр, создание консультаций по теме самореализации. |
Картотеки игр, конспекты, атрибуты для театрализации и с/р игр, изготовленные игры и игровые пособия для развития речи. |
|
Май |
Отчет по теме самообразования. |
Отче по самообразованию |